Ангкор-Тхом в Камбодже это огромный храмовый комплекс. Мы собрали все храмы и другие достопримечательности Ангкор-Тхом в одной статье, так, что получился целый путеводитель по древней столице кхмеров.
Содержание
Описание и история Ангкор-Тхом
Ангкор-Тхом (Angkor Thom) это не только храмовый комплекс, это ещё и древняя столица Камбоджи. Не стоит путать его с Ангкор-Ват, который является главным храмом большого Ангкора. Ангкор-Тхом был построен в конце XII – начале XIII века во время царствования Джаявармана VII в период с 1181 по 1220 год. При этом его возвели не на пустом месте. Раньше на этой территории была прежняя столица — Яшодхарапура, но она была сильно разрушена в 1177 г. во время нападения тямов (чамов). Кстати говоря, у самих кхмеров долгое время не было различий между Ангкор-Тхомом и Яшодхарапурой, которые называли его старым названием даже в XIV веке. Название Ангкор-Тхом в переводе означающее «великий город» укоренилось только после падения Ангкора в XV веке, когда столица царства была перенесена на юго-восток в Пномпень, после неудачной войны с Королевством Аюттайя (Тайланд).
В период своего расцвета, количество жителей Ангкора достигало до миллиона человек. На тот момент это был самый крупный город в мире. Впрочем, большая часть населения проживала за пределами стен Ангкор-Тхома. Джаяварман серьёзно укрепил новую столицу. Во круг неё возвели 3-х километровые стены высотой в 8 метров и окружили рвом. Раньше во рве даже водились крокодилы.
Территория Ангкор-Тхом имеет форму квадрата и разделена дорогами с севера на юг и с запада на восток на 4 равные части. Наибольший интерес представляет северо-западная часть в которой располагался Королевский дворец и основные храмы. В северо-восточной части проживали вельможи и местная знать, здесь и сейчас есть, что посмотреть. Юго-западную часть занимал парк, а в юго-восточной были рынки и подсобки. Большая часть строений в Ангкор-Тхом была деревянная и до наших дней конечно не сохранилась. Время не пощадило даже Королевский дворец.
Где находится Ангкор-Тхом. Время работы храмов
Ангкор-Тхом находится примерно в 8 километрах к северу от Сием Рип — одного из крупнейших городов Камбоджи. Расстояние от Ангкор-Ват до ближайших южных ворот Ангкор-Тхома составляет 1,7 если двигаться к северу. Официально храмы открыты с 5 утра до 18 часов вечера, однако после 17 часов во внутрь могут уже и не пустить. Однкако если вы не покинули Ангкор-Тхом до указанного времени, то можно оставаться в храмах чуть ли не до полуночи, если конечно не попадаться на глаза охране. Посещение осуществляется по единому именному билету который можно купить только в кассах на пересечении Апсара-роуд и 60-ой улицы.
Есть один лайфхак, но сразу оговоримся, что мы на себе не проверяли. Билеты как правило проверяют только на входе в Байон и в Бапуон. С учётом того, что охрана как правило подтягивается ближе к 7 часам, можно попробовать осмотреть эти храмы с самого утра, а остальное уже как повезёт. Въезжать в Ангкор-Тхом в этом случае лучше чем западные ворота. Говорят, что через них даже днём можно проехать без билета. Если к вам всё-таки пристанут с проверкой, можно долго капаться в рюкзаке, а потом сделать глупое лицо, типа билет был, но потеряли. Впрочем, мы всё таки рекомендуем купить билет.
Как добраться до Ангкор-Тхома
Прежде чем попасть в Ангкор-Тхом вам нужно добраться до Сием Рип. Это ближайший к Ангкору крупный город, к тому же в нём есть свой аэропорт.
В Сием Рипе можно найти экскурсии по малому и большому кругу Ангкора, а также экскурсии в Ангкор-Тхом. Без хорошего знания английского языка брать такие экскурсии нет смысла, лучше объехать всё самостоятельно. Найти в Сием Рипе экскурсии по Ангкору с русскими гидами можно здесь.
Несмотря на небольшое расстояние, городской транспорт из Сием Рипа в Ангкор не ходит. По этому, чтобы добраться до Ангкор-Тхом самостоятельно, вам придётся нанять тук-тук, воспользоваться такси или взять в аренду байк или велосипед.
- В большинстве случаев оптимальным вариантом будет договориться с частником, который на тук-туке будет возить вас целый день и ждать сколько потребуется. Торговаться можно до цены в 10-12$, но не каждый согласится везти за эту цену.
- Такси самый дорогой вариант. Нанимать машину целесообразно, только если вы хотите поехать к дальним храмам, которые находятся на расстоянии 30-40 километров.
- Аренда байка обойдётся в среднем от 15$ за день. Нужно быть готовым отдать в залог паспорт. Иногда при въезде в Ангкор-Тхом могут возникнуть проблемы, даже если вы на электробайке. Проблемы как правило решаются если проехать через другие ворота.
- Самый дешёвый способ это велосипед. Стоимость аренды всего 1-2$ в день. Однако по жаре намотать пару десятков километров вариант не для каждого.
Тем не менее большинство жителей России и стран СНГ посещают Ангкор отправляясь из Паттайи на экскурсию в Камбоджу. Найти подобные программы в Паттаей не составит труда. Можно заранее забронировать через интернет, например здесь.
Последнее время набирают популярность экскурсионные туры. Отправившись в такой тур, за одно путешествие вы сможете увидеть не только Ангкор, но и посетить другие достопримечательности Камбоджи и даже соседние страны. Найти программы с посещением Ангокра можно здесь.
Достопримечательности Ангкор-Тхом
Ворота в Ангкор-Тхом
В Ангкор-Тхом можно попасть через 5 основных ворот: Южные, Западные, Северные, ворота Победы (на востоке) и восточные ворота Смерти. Все ворота украшает гопурам из надвратной башни с 4 лицами бодхисатвы Авалокитешвары — буддистского божества сострадания.
Большинство туристов попадают в Ангкор-Тхом через южные ворота, когда едут в храмовый комплекс со стороны Ангкор-Вата. Мост через ров к этим воротам украшают 54 фигуры из мифа о пахтании молочного океана. По нашему мнению южный въезд самый красивый.
Справа на мосту фигуры демонов асуров.
Слева боги деваты.
А вот покидают Ангкор-Тхом в основном через ворота Победы. Через них войска отправлялись на войну и победоносно возвращались. Если же битва была проиграна, то солдаты возвращались через соседние восточные ворота Смерти, которые также предназначались для траурных процессий. Дорога через ворота Победы идёт в сторону Та Прома и других храмов малого круга. Сами ворота считаются наиболее сохранившимися.
Байон
Храм Прасат Байон (Bayon) это главный храм Ангкор-Тхома. Он находится в самом центре древнего города, на пересечении дорог. Кроме того, это один из самых популярных и необычных храмов во всём Ангкоре, который мы рекомендуем обязательно посетить.
Храм был построен в конце XII начале XIII века при Джаявармане VII как главный храм Ангкор-Тхома. Храм представляет из себя квадрат с длинной сторон по 140 метров. Внутри имеется 3 уровня, каждый расположен выше предыдущего. В центре храма расположена башня, которая символизирует Меру — гору богов в Индуизме. Не смотря на это Байон считается буддистским храмом.
Главной особенностью Байона являются без малого 4 десятка башен с изображением лиц расположенным по сторонам света. Считается, что прообразом лиц был сам король. Кстати говоря, ворота в Ангкор-Тхом выполнены в этом же стиле. Кроме того, в храме есть большое количество хорошо сохранившихся барельефов. В общем это действительно интересное место, так что мы даже написали отдельную статью про храм Байон в Камбодже.
Бапуон
Храм Бапуон (Baphuon) был построен ещё до появления Ангкор-Тхом и являлся главным храмом прежней столицы Яшодхаропуры. Время строительства датируется серединой XI века в период правления короля Удаядитьявармана II. Храм расположен буквально на сотню метров севернее Байона. При первом же повороте налево вы выйдите на отдельную террасу в виде моста который и ведёт к храму. Пожалуй, Бапуон единственный храм в Ангкор-Тхом, не считая Байона, который мы можем рекомендовать к обязательному посещению.
Бапуон довольно большой храм. Размеры его основания составляют 120 на 100 метров. В XIV веке храм перестроили. Так на 2 уровне, с западной стороны появилось 70-ти метровое изображение лежащего Будды. Впрочем изображение сейчас находится в таком состоянии, для того что бы его заметить о нём как минимум надо знать. Первоначально Бапуон посвящен Шиве. Это индуистский храм.
Подъём в Бапуон осуществляется по южной лестнице. Впрочем, с учётом реставрационных работ открытые лестницы периодически меняются. На 2-ом уровне встречаются достаточно интересные барельефы, которые неплохо сохранились. На вершине храма находится ещё одна пирамида ведущая в никуда. Раньше здесь было главное святилище храма.
Пхимеанакас
Храм Пхимеанакас (Phimeanakas) в переводе с кхмерского означает «божественный» или «небесный». Это самый старый храм в Ангкор-Тхоме. Он был построен во второй половине X века королём Раджердраварманом II. Это индуистский храм посвящен богу Кришну. Доступ простых смертных сюда был ограничен. Сам храм представляет из себя 3-х уровневую пирамиду с длинной основания чуть больше 30 метров. На вершине Пхимеанакаса когда-то красовалась башня покрытая золотом, но сейчас ничего особо интересного нет. Ступени ведущие наверх находятся в полуразрушенном состоянии. Поэтому лучше воспользоваться современной лестницей пристроенной к одной из сторон храма. В сезон дождей подойти к храму может быть проблематично, так как вокруг него небольшая низина заполняется водой. Пхимеанакас находится немногим севернее Бапуона за террасой Слонов.
С этим храмом связана интересная легенда. Каждую ночь король должен был являться в храм на встречу с девятиглавым царём нагов (змееподобных существ). Последний в свою очередь превращался в прекрасную девушку. Если король не являлся на встречу, то королевству грозили беды и напасти. Если на встречу не являлся царь нагов, то королю грозила смерть.
Королевский дворец
Раньше Пхимеанакас находился на территории королевского дворца. Сейчас от дворца осталась только территория.
На площади где раньше был дворец осталось только 2 полузаросших пруда. На южной и западной стене имеются барельефы. Смотреть здесь особо нечего, но и мимо вы вряд ли пройдёте если решите посетить вышеуказанный храм.
Терраса Слонов
Терраса Слонов является одной из наиболее известных достопримечательностей Ангкор-Тхома. Начинаясь от ворот ведущих в Бапуон, она раскинулась на протяжении 300 метров в сторону Северных ворот. Название террасы произошло от бесчисленного множества слонов которые изображены считай что в полный рост. Терраса Слонов появилась в начале XI века. После разграбления Ангкора чамами она была восстановлена и во многом перестроена при короле Джаявармане VII. На протяжении следующих 2 столетий при новых правителях рисунки на террасе придавались реконструкции и изменениям.
Главным символом террасы слонов и одним из символов всего храмового комплекса являются 3 головы слона с хоботами. Такие головы встречаются во многих местах террасы, а также на въездных воротах в Ангкор-Тхом. Есть мнение, что это Айравата — белый многоголовый слон Индру. Хотя нам показалось, что они больше похожи просто на 3 слоновьих головы, чем на единое существо. Впрочем если добавить немного фантазии, то кажется что туловище у слона всё таки одно.
Кроме слонов на террасе встречаются львы, наги, гаруды, дэвы, асуры и другие персонажи индуистской мифологии. Во внутреннем дворе есть даже изображение 7-миголовой лошади. Однако, в целом стоит признать, что барельефы и резные фигуры Слоновьей террасы в большинстве своём не слишком хорошо сохранились.
В кхмерских хрониках Слоновья терраса упоминается как терраса Почёта или терраса Почестей. Дело в том, что являясь восточной стеной королевского дворца, терраса выполняла роль смотровой площадки и трибуны для короля и его приближённых. Дело в том, что внизу, перед террасой находилась центральная площадь, где проходили мероприятия. Отсюда же по велению короля войска направлялись на войну, уходя по дороге к воротам Победы. Кстати говоря, эта дорога упирается в центральную лестницу за которой находился главный вход в королевский дворец.
Терраса Прокажённого короля
Терраса Прокажённого короля, также известная как Преа Леан Сдач Кумлунг находится сразу к северу от террасы Слонов. Своё современное название терраса получила из-за обнаруженной здесь статуи индуистского бога смерти Ямы. Его внешность напоминает вид человека больного проказой, что накладывается на историю короля Ясовармана I, который был болен этой болезнью. Кстати говоря, оригинал статуи сейчас находится в Национальном музее Пномпеня. На верху террасы можно увидеть её копию, которую по незнанию можно принять просто за очередную статую Будды.
Интересно, что статуя датируется VIII веком, тогда как сама терраса появилась при Джаявармане VII спустя 4 столетия или даже чуть позже. Первоначально терраса соединялась с террасой Слонов, а её длинна была порядка 200 метров. До нашего времени по факту дошел лишь её маленький участок протяжённостью метров в 25.
Терраса примечательна бесчисленным множеством резных фигур разной степени сохранности. Считается, что среди них нет ни одной одинаковой. С одной стороны, разглядывая их, реально можно надолго залипнуть. С другой, они быстро приедаются и кажутся похожими друг на друга. Внутренняя галерея террасы вообще является одним из главных украшений Ангкор-Тхома. Она считается старше внешней, но после строительства была засыпана землёй. Раскопали её только во время реставрационных работ, по этому фигуры здесь сохранились намного лучше.
Вход во внутреннюю галерею расположен с южной стороны по пути к северному подъёму на верхнюю часть террасы. Здесь кстати говоря сжигали умерших королевских персон.
Башни Прасат Суор Прат
Прасат Суор Прат (Prasat Suor Prat) представляет из себя 12 отдельно стоящих башен расположенных напротив террасы Слонов. Башни разделены пополам дорогой ведущей к воротам Победы. Получается по 6 штук с каждой стороны от дороги. Достоверного про них известно достаточно мало. Первоначально предполагалось, что их построили в XIII веке при Индравармане II. При этом, радиоуглеродный анализ показал, что блоки латерита из которых выложены башни стоит датировать концом XI века. Название Суор Прат современное и означает башни танцующих на верёвке. Оно отражает местное поверье, что между башнями ходили канатоходцы, однако доказательств этому нет. Имеются только письменные свидетельства в китайских хрониках, что башни использовались для решения споров между жителями Ангкора. Их помещали в разные башни и ждали кому первому поплохеет. Кто заболел — тот и неправ.
Нам вид этих башен напомнил чамские башни во Вьетнаме. Если вы были в Нячанге, то наверняка видели башни Понагар. Конечно башни Суор Прат выложены иначе и имеют особенности характерные для кхмерского стиля строительства, но и общее у них тоже есть.
Северный и Южный Клеанг
Северный и Южный Клеанг это 2 весьма похожих сооружения находящиеся посреди башен Суор Прат, точнее немного за ними. Южный Клеанг расположен напротив террасы Слонов, северный напротив террасы Прокажённого короля.
В переводе с кхмерского Khleang означает кладовая. Тем не менее считается, что эти здания носили больше административный характер и использовались для встреч с послами и вельможами. Северный Клеанг построен в конце X начале XI века при Джаявармане V. Южный был возведён чуть позднее при Сурьявармане I. От обеих построек мало что осталось, кроме западной стены и нескольких полуразрушенных сооружений во дворе.
Храмы Преах Питху
Прасат Преах Питху (Preah Pithu) это группа из 5 небольших храмов. Кстати говоря, в Ангкор-Тхоме храмы построенные группами больше нигде не встречаются. Находятся они буквально на 50 метров севернее, чем Северный Клеанг, на этой же восточной стороне дороги. Кроме 5 храмов ещё здесь есть 2 крестообразные террасы.
Всё это расположено практически по среди леса, что придаёт данному месту атмосферу отличную от других крупных храмов Ангкор-Тхом. Храмы Преах Питху были построены в XII-XIII веках, а не сразу как единый храмовый комплекс. Долгое время у храмов не было собственных имён. Их обозначали как Преах Питху с добавочными буквами T, U, V, X, Y. Тем не менее в XXI веке им всё таки присвоили собственные имена: Кор Сак, Чорм, Дуан Меа, Та Туот и Кандорк Йек соответственно.
Первоначально все храмы были посвящены индуистским богам. Однако, в XIV веке самый дальний и восточный храм Преах Питху X (храм Та Туот) был переделан в буддистский храм. Основная масса туристов сюда уже не доходит и здесь можно побродить практически в одиночестве. Хотя, надо признать, что после увиденного ранее, нем здесь было уже ни так интересно.
Теп Пранам
Теп Пранам представляет из себя террасу в конце которой есть 2 статуи Будды. Один сидячий 6-тиметровый под навесом, другой стоячий поменьше так же имеет крышу над головой. Сооружение датируется концом IX века, Будда появился не раньше XIII столетия.
Теп Пранам находится напротив Преа Питху, но с другой, западной стороны от дороги и немного в глубине. На фоне других достопримечательностей Ангкор-Тхом, данное место нам показалось совсем не интересным.
Преах Палилай
С учётом того, что мы уже увидели ранее все храмы начали смешиваться, а интерес и восторг от каждого последующего храма и сооружения был меньше предыдущего, до Преах Палилай мы не дошли. Время уже поджимало, а желания как такового не было. По этому можем лишь сказать, что идти к нему надо дальше на запад, вглубь за Теп Пранам, ещё метров 200. Название связано с легендой о священном лесе. Строительство датируется примерно XIII веком. Сам храм находится в полуразрушенном состоянии. Рядом должна быть статуя Будды и ряд неплохо сохранившихся барельефов и других изображений. В общем, мы решили, что там нет ничего нового. С другой стороны будет повод вернуться.
Схема Ангкор-Тхом
На территории Ангкора можно встретить щиты с картой основных храмов. Есть там и достопримечательности Ангкор-Тхом.
Однако схема приведённая выше хоть и трёхмерная, но не совсем точная. Более верное месторасположение можно увидеть на схеме из путеводителей по Ангкору.
Достопримечательности Ангкор-Тхом на карте. Наш маршрут
Кроме того, мы отметили основные достопримечательности Ангкор-Тхом на карте ниже. Наш маршрут пролегал от Южных ворот. В статье мы перечисли места, которые увидели в порядке их посещения. Сначала был Байон, потом Бапуон от которого вышли к Пхимеанакосу. Дальше через территорию королевского дворца дошли до террасы Слонов, а затем до террасы Прокажённого короля. После этого перешли дорогу и немного вернулись к Южному Клеангу, от которого вдоль башен Суор Прат дошли до Северного Клеанга. Оттуда было рукой подать до храмов Преах Питху, после которых мы отправились к Теп Пранам и Преах Палилай, но до последнего уже не дошли.
Пожалуй наш маршрут был близок к идеальному, за исключением одного «но». Практически каждое последующее место уступало по масштабу предыдущему, а глаз к концу уже замыливался. По этому, данный маршрут всё таки лучше проходить в обратном порядке и оставить всё самое интересное на конец. В идеале, если конечно позволяет время, храм Байон стоит посетить отдельно от остальных храмов Ангкор-Тхом.
Наши отзывы и советы
Ангкор-Тхом безусловно впечатлил. Конечно большинство храмов и других достопримечательностей расположенных здесь уступают другим храмам Ангкора, но некоторые и превосходят. К тому же близость расположения сооружений, находящихся в шаговой доступности, позволяет создать более целостную картинку о кхмерской архитектуре. С учётом того, что нам интересны подобные места, впечатления остались самые положительные. Тем не менее, стоит признать, что большинство храмов обычному посетителю будут не интересны. Даже мы не осилили прогулку до последнего храма в нашем маршруте. Чем больше пытаешься увидеть за один день, тем менее интересными кажутся следующие локации. Кроме того надо признать, что все достопримечательности Ангкор-Тхом хоть и разные, но во многом похожи друг на друга.
Из того, что посмотреть в Ангкор-Тхом непременно стоит — это храм Байон. Также можно рекомендовать храм Бапуон, террасу Слонов и террасу Прокажённого короля. Именно они произвели на нас наибольшие впечатления. Остальное время лучше потратить на другие храмы малого и большого круга Ангкора, особенно если вы приехали в Камбоджу всего на пару дней.
Кроме того, стоит отметить, что посещение Байона и Бапуона как минимум не рекомендуется с открытыми плечами и коленями. В первую очередь это касается женщин, но бывает, что разворачивают даже мужчин. Также собираясь в Анкор-Тхом, обязательно возьмите с собой воды. Впрочем, купить воду на территории храмового комплекса можно, но во-первых это будет квест, а во-вторых она обойдётся даже не втридорога. Также рекомендуем взять небольшой перекус.
Отдельно стоит упомянуть о змеях. Они в Ангкор-Тхоме есть! Встретить их можно не только в джунглях, но и внутри храмов, особенно отдалённых. Также гадины могут забраться и на сам храм, что бы погреться на солнце. По этому лазить везде, где надо и не надо, стоит с осторожностью, особенно если рядом мало других людей.