Храм Ангкор-Ват в Камбодже без преувеличения является шедевром древней архитектуры. Являясь главным храмом большого Ангкора, этот храмовый комплекс привлекает туристов со всего мира. Вот и мы посетили Ангкор-Ват. О том, что из этого вышло, наши впечатления, отзывы и полезная информация приведены дальше в статье.
Содержание
Легенда про храм Ангкор-Ват
К сожалению достоверной информации о строительстве Ангкор Вата до наших дней не дошло. По каким-то причинам, цивилизация, оказавшаяся способной возвести настолько сложное и уникальное сооружение не смогла официально задокументировать возведение храма даже в общих чертах.
Зато в древних текстах можно найти легенду о строительстве Ангкор-Вата. Так, согласно сказаниям, бог Индра впечатлённый красотой и духовностью местного принца хотел забрать его в свой небесный замок. Однако он не ужился с апсарами и прочими слугами. До конца не понятно, толи он развращал их, толи они его, но Индра отправил наследника императора назад на землю. Чтобы тот не слишком горевал, в утешение Индра возвёл для принца Ангкор-Ват — земную копию своего дворца.

По всей видимости принц действительно был. Сын Сурьявармана II был прозван «Каменщиком», за активное участие в строительстве Ангкор-Вата. Но больше деталей практически не известно. Также высказывается предположение, что Сурьяварман строил храм для очистки своей кармы после убийства им предыдущего правителя, с которым он состоял в родственных связях.
Краткая история Ангкор-Вата
Первые постройки на месте Ангкор-Вата датируются VI веком. По всей видимости, в этот же период данное место становится священным. Строительство храма в честь бога Вишну, который в последствии стал известен как Ангкор-Ват осуществлялось в первой половине XII века. Это было время правления короля Сурьявармана II с 1113 по 1150 годы. Несмотря на то, что основная часть храмового комплекса была возведена, декоративные работы не были закончены в связи со смертью правителя.
После того, как в качестве основной религии Камбоджи стал буддизм, Ангкор-Ват на рубеже XIII-XIV века перешёл из индуистских храмов в буддистские. Долгое время обе религии здесь мирно сосуществовали, просто стали появляться статуи будд и буддийские монахи.
После падения Ангкора и переноса столицы, Ангкор-Ват в отличии от других храмов не был заброшен, хотя тоже переживал не лучшие времена. Монахи поддерживали храм как могли. В XV веке даже проводились работы по его реставрации.

В XVII веке Ангкор-Ват становится буддистским монастырём, куда стекались паломники со всей Юго-Восточной Азии. Однако для европейцев Ангкор-Ват считался едва ли не мифическим. Среди посещавших Камбоджу многие слышали легенды о необычайно красивом городе-храме, но почти никто его не видел. Мировую известность Ангкор-Ват получил после того как в 1861 году были опубликованы дневники французского натуралиста Анри Муо о его путешествиях по Индокитаю. Он не был первым европейцем попавшим в Ангкор, но именно его записи вызвали неподдельный интерес сначала во Франции, а потом и мирового сообщества.
Во время правления красных кхмеров Ангкор-Ват значительно пострадал. Были изуродованы и обезглавлены многие скульптуры, а на стенах до сих пор можно найти отверстия от пуль тех времён. С 1990 года Ангкор-Ват перешёл под управлением частной компании Sokimex, основанной местным олигархом. Считается, что эта компания выделяет меньше трети выручки для восстановления и поддержания храма.
С 1992 года храм находится под охраной ЮНЕСКО. С тех пор популярность направления среди туристов стала расти огромными темпами. Если в 1993 году Ангкор посетило всего 7 тысяч человек, то перед пандемией число посетителей достигло 3 миллионов.

Несмотря на всё своё великолепие и уникальность, в 2007 году по итогам мирового голосования которое длилось 2 года, храмовый комплекс в Камбодже, не попал в список «Новых 7 чудес света», отвалившись только в финале. Впрочем, по нашему мнению Ангкор-Ват это восьмое чудо света и ни как не меньше!
Происхождение названия храма. Что означает Ангкор-Ват
В связи с тем, что не было найдено ни записей о строительстве храма, ни стелы с его названием, первоначальное наименование храма доподлинно не известно. Есть версии, что он назывался Врах Вишнулок (место святого Вишну) или Преах Писнулок (производная предыдущего наименования).

Современное название появилось в XV-XVI веке, когда после переноса столицы в Пномпень, за предыдущей столицей утвердилось название Ангкор означающее как город, так и целую страну. Считается, что само слово Ангкор происходит от санскритского слова «нагара», что как раз и переводится как «город». Таким образом кхмерское «ноко» трансформировалось в «онгко», что кроме прочего может быть, переведено как «собранный урожай риса». Кстати говоря, башни Ангкор-Вата чем то напоминают рисовые зёрна.

Ват переводится как храм. Впрочем, по кхмерски «воат» может означать и почитание/восхищение. Таким образом Ангкор-Ват можно перевести как Город-храм, а если не забывать о том, что Ангкор стал именем собственным, то получится просто храм Ангкор.
Строительство храма Ангкор-Ват
Ангкор Ват строился в 1100-х годах во время правления Сурьявармана II. С учётом того, что период его пребывания на троне составил 37 лет, можно предположить, что строительство Ангкор-Вата заняло ещё более короткий срок. С учётом технологий тысячелетней давности, а также сложности и качества работ это очень короткое время для такого масштабного строительства.
Считается, что на строительство Ангкор-Ват потребовалось около 5 млн. тонн камней, почти столько же сколько и на строительство пирамиды Хефрена — одной из трёх великих пирамид Египта. При этом объём декоративных работ и добавочных элементов в Ангкор-Вате несоизмеримо больше. Камень в Ангкор доставляли по воде с соседнего плато Кулен, находящегося на расстоянии около 40 километров. Для этого сначала сплавлялись по реке Сием Рип, а затем использовали сеть каналов.

Храмовый комплекс строили без использования скрепляющего раствора. Каменные блоки подгоняли друг к другу так, что между ними не просунешь даже лезвия. Некоторые блоки соединяли дополнительными креплениями, по типу «ласточкиного хвоста», но в целом устойчивость конструкции обеспечивается тем, что строители часто использовали полигональную кладку — когда камни в одном ряду имеют разную высоту, ширину и форму.

Кроме того, есть версия, что Ангкор-Ват строили сверху вниз. Сначала накопали огромную гору на которой построили третий ярус, а потом уже строили нижние уровни постепенно срывая грунт. Честно сказать я плохо представляю как это можно было реализовать на практике, по этому данная версия кажется сомнительной. На правду больше похоже то, что камни устанавливались на нужное место с помощью слонов и специальной системы блоков.
Встреча рассвета в Ангкор-Вате
Одна из главных туристических фишек Ангкора, особенно среди самостоятельных путешественников, это встретить рассвет у Ангкор-Ват. Если вы планируете встретить рассвет возле храма, то что бы занять место у пруда, откуда открываются лучшие виды, сюда нужно приезжать часа за 2 до рассвета. Если сюда приехать хотя бы за час, то нормальных мест уже не останется. Рассвет вы конечно увидите, но сделать нормальные фото без толпы людей в кадре будет сложно. В принципе, если рассвет нужен только для галочки, можно приехать минут за 20 до его начала. Немного потолкавшись у вас всё равно получится сделать пару кадров. К тому же сразу после рассвета толпа исчезает просто в мгновение ока, так что это тоже отличное время для фотографий. Посмотреть время начала рассвета в Ангкоре можно даже на Яндекс.Погоде.

По нашему мнению, раз уж приехали, то «для галочки» встретить рассвет у Ангкор-Вата нужно. Хотя мы если честно ожидали от рассвета немного большего. На рассвете храм действительно выглядит великолепно, но всё же при этом солнце светит в глаза. Так как Ангкор Ват обращен на запад, лучше всего он выглядит на закате, подсвеченный заходящим солнцем.
Кстати говоря, если соберётесь встречать рассвет, захватите с собой какую-нибудь олимпийку или ветровку. Температура по ночам в Камбодже часто опускается ниже +20С. Если ехать раздетым в открытом тук-туке может быть довольно холодно.
Как добраться в храмовый комплекс
Храм Ангкор-Ват находится примерно в 6 километрах к северу от центра Сием Рипа, одного из крупнейших городов Камбоджи.
Самостоятельные туристы чаще всего добираются до Сием Рипа на самолёте. В городе есть свой международный аэропорт.
Большая часть русскоязычных туристов, попадает в Ангкор отправляясь на экскурсию из Паттайи. Найти такие экскурсии на месте не составит труда. Заранее забронировать такую экскурсию в интернете можно например здесь. В самом Сием Рипе найти экскурсии на русском можно на этом сайте, например такие как ниже.
Те кто едут самостоятельно, чаще всего путешествуют по Ангкору на тук-туке, реже на байке или велосипеде. По тук-туку лучше договариваться на целый день. В зависимости от вашего маршрута поездка обойдётся в 10-20$. Как правило, Ангкор Ват посещают в рамках поездки по храмам малого круга, так что цена должна быть ближе к нижней границе диапазона, в зависимости от ваших навыков торговаться. В большинстве вариантов маршрутов по Ангкору, мы рекомендуем встретить рассвет у Ангкор-Ват, а сам храм посещать после обеда. За ранний выезд тук-тукеры обязательно будут просить на 2-5$ больше стандартных расценок.
В этом же ценовом диапазоне можно арендовать байк, а аренда велосипеда обойдётся всего в 2-5$ в день. Однако намотать пару десятков километров по Камбоджийской жаре вряд ли стоит полученной экономии.
Взять в аренду проверенный байк и даже заказать велосипед можно заранее через интернет например на этом сайте или здесь. Цены на уровне уличных.
Прежде чем отправиться в храм, обязательно нужно купить билет. Кассы находятся в городе, возле самого храма билеты не продают. Билеты покупать лучше за наличку. По российской карте можно попробовать оплатить на trip.com. Выйдет процентов на 10 дороже, хотя с учётом комиссий банков +/-, то на то и получится.
Подробнее о том как добраться до Ангкора самостоятельно и где купить билеты читайте в нашей статье про храмы Ангкора.
Наш обзор храма Ангкор-Ват
Ангкор Ват построен в виде прямоугольника который правильно расположен по сторонам света. Его протяженность с севера на юг составляет около 1,3 км, с запада на восток около 1,5 км. Площадь комплекса составляет около 200 гектар, что делает его, с большим отрывом, самым крупным культовом сооружением в мире из всех, что когда-либо строили.
Вход в храмовый комплекс
По периметру территория храма окружена рвом шириной 190 м, образуя как бы остров квадратной формы. При этом ров является частью сложнейшей ирригационной системы Ангкора, включающей в себя 2 искусственных водохранилища: Западный и Восточный бараи.

Основная функция рва длинной 5,5 километров была защитная, когда-то в нём даже разводили крокодилов.

Также ров выступал как символ мирового океана окружающего гору Меру.

Но, не менее важно то, что ров глубиной 4 метра стабилизирует уровень грунтовых вод, что добавляет надёжности фундаменту храма построенного в болотистом месте.

На территорию храма можно попасть только перейдя по мосту. К нашему времени сохранилось только 2 моста из 4, по одному с западной и восточной стороны храма. Восточный мост представляет собой насыпь, а главный вход в Ангкор-Ват находится с запада. Чтобы снизить нагрузку на мост от толп туристов, рядом со старым западным мостом, ещё до пандемии был возведён новый современный, но мы ходили по старому.

Первый уровень храма окружён стеной с входными гопурами.

Если пройти через правую от входа (южную) гопуру, то можно увидеть статую Вишну. Эта статуя известна под названием Та Рич (Ta Reach) — королевский предок. Предполагается, что раньше она была главной статуей всего Ангкор Вата и находилась в его центре.

Гопуры и библиотеки
Пройдя через стену мы вышли в огромный внутренний двор. Отсюда до главного входа в храм тянется 350 метровая терраса.

Фото в обратную сторону.

Здесь нам наконец-то удалось рассмотреть стены Ангкор-Вата не в контровом свете, а со стороны подсвеченной лучами восходящего солнца.

Входные гопуры.


Можно заметить, что вместо перил по краям террасы выступают змеи-наги.


По бокам от террасы есть 2 библиотеки. Хотя во многих храмах Ангкора были «библиотеки», как раз библиотеками они нигде не были. Эти здания исполняли функцию святилища, вперемешку со складом.

На фото выше библиотека которая находится справа от дороги. На фото ниже, та что слева.

Подняться внутрь можно с любой стороны.

Мне стало интересно и я решил заглянуть в неё.

Однако внутри не было ничего интересного. Снаружи библиотеки смотрятся гораздо эффектнее.

Внутренний двор храма
За библиотеками, ближе к внутреннему периметру стен, с обеих сторон от террасы имеются пруды.

Считается, что они были вырыты только в XVI веке.

Правое (южное) озеро совсем не впечатлило, оно оказалось больше похоже на заиленную лужу. А вот левое (северное) приятно порадовало глаз, если не чистотой воды, то количеством кувшинок.

Кстати говоря, существует байка, что из любой точки Ангкор Ват видно только 3 из 5 его центральных башен. Это не правда.

Раньше у входа было ещё 9 башен которые не дожили до наших дней, их полностью демонтировали.

А ещё в Ангкор Ват где-то здесь проживало около 4 тысяч монахов и священнослужителей. Однако они жили в деревянных постройках, которые также не сохранились.

Если позволяет время, Ангкор-Ват стоит обойти вокруг. С боковой стороны знакомые пейзажи открываются совсем с других ракурсов.

С южной стороны Ангкор-Ват освещается лучше всего.

Главная центральная башня просматривается просто великолепно.

Зайти из двора на первый уровень храма можно с любой стороны. Кстати как вариант, если у вас не слишком много времени, то зайти внутрь можно через центральный вход, а выйти через южный.

Барельефы в Ангкор-Ват
В галереях Ангкор Вата можно увидеть «бесконечные» полотна барельефов, которые простираются почти на 700 метров. С учётом того, что стена разрисована ими на 2-ух метровую высоту, эти изображения являются самыми длинными барельефами в мире. Укрупнённо их можно разделить на 8 отрезков изображающих сцены из Рамаяна, Махабхараты, военные подвиги Сурьявармана II и сцены жизни кхмеров.

Однако, даже имея поверхностные знания индуистской мифологии, изучать тысячи фигур без гида для нас было не слишком интересно. Хотя они конечно великолепны. Эти барельефы грозятся закрыть стеклом, что конечно подпортит впечатления, но позволит их сохранить для следующих поколений.

Среди многочисленных изображений, которые можно найти в Ангкор Вате отдельно стоит упомянуть апсар — небесных танцовщиц.

Насчитывается около 1800 фигур и только у одной из них есть зубы, остальные просто улыбаются. И вообще, считается что все апсары разные, но мы конечно не сравнивали.

Над барельефами работали не только местные, но и китайские мастера. Это дополнительно придало им изящность форм и разнообразие. Кроме барельефов в Ангкор Ват очень много самой разной резьбы.


При этом встречаются и незаконченные изображения.

Есть даже тексты.

Первый уровень храма
Пройдя через двор мы наконец-то добрались до самого храма. Ангкор Ват схематично можно представить как вписанные друг в друга прямоугольники расположенные в центре острова. Внешняя галерея, обрамляющая первый уровень храма имеет размеры 174х202 метров. При этом их длина противоположных стен разниться всего на несколько сантиметров. Для времени когда храм был построен, это просто филигранная точность. Однако, со временем внутренние своды в галереях прилично обшорпались.


Зайдя в Ангкор Ват через центральный (западный) вход мы вышли в зал с бассейнами. Раньше они служили для ритуальных омовений.

Здесь мы встретили монаха, который повязал нам нитку сай син. Конечно его пришлось отблагодарить.

Здесь же находится небольшой алтарь.

Ешё какой-то Будда?

На первом уровне также как и в большом дворе есть 2 библиотеки. Они находятся рядом с западной стеной.

На фото выше северная библиотека, на фото ниже южная.

Кроме библиотек, во дворе первого уровня больше практически ничего нет.

Отсюда идём дальше, на второй уровень храма.

Второй уровень
Ангкор-Ват состоит из 3-ёх уровней построенных по принципу пирамиды. Второй уровень храма приподнят над первым. Его размеры составляют примерно 100 на 115 метров.

Слева и справа от центрального (западного) входа расположены библиотеки. Но они намного меньше предыдущих и особого интереса у нас не вызвали.

Отсюда можно подняться выше. На вершину ведут 12 весьма крутых каменных лестниц расположенных под углом в 70 градусов.

При этом для туристов оборудована отдельная лестница с северо-восточной стороны храма.

На ней организовано правостороннее движение. То есть подъём осуществляется по правой стороне, а спуск по левой.

На третьем уровне находятся пять башен. Самая главная башня в центре и ещё 4 по углам. Высота главной башни превышает 42 метра. Если мерить от уровня земли, то получается 65 метров.

Таким образом, Ангкор Ват олицетворяет представления индуистов о мироустройстве. Вокруг храма ров как первозданный океан, а в его центре гора Меру — обитель богов и центр мироздания.

Конусообразные башни Ангкор Вата похожие на бутоны лотоса, представляют собой 5 вершин горы Меру.

Раньше туда можно было подняться только королю и главным жрецам. Обычным верующим вход сюда был закрыт.

Вершина храма Ангкор-Ват
Подняться на самый верх Ангкор Вата и сейчас можно не всегда. Подъём на третий этаж закрыт во время буддийских праздников, а также в некоторые из дней лунного календаря. Когда мы ехали в Камбоджу, мы точно не знали, сможем ли подняться на вершину Ангкора. В итоге нам повезло и мы смогли посмотреть весь храм. Впрочем, чтобы подняться пришлось отстоять в очереди наверное минут 5. При этом хорошо, что было ещё не очень много народу. На вершине находиться одновременно могут не более 100 человек. Кроме того, здесь действует один из самых суровых дресс-кодов из всех, что мне встречались в храмах Юго-Восточной Азии. Одежда обязательно должна прикрывать колени и плечи. При этом плечи должны быть прикрыты по самый локоть. Дополнительные накидки и платки вас не спасут. А вот обувь даже на верху можно не снимать. Также на верх могут не пустить детей и людей с дефектами опорно-двигательного аппарата.

Третий уровень также известен под названием Бакан. По форме он представляет собой пирамиду с основанием 75 на 75 метров. Его вершина это квадрат размером 40 на 40 находящийся на высоте 8-ми этажного дома.

Вид с третьего уровня храмового комплекса.

Вид в сторону центрального входа.

Второй уровень Ангкор-Ват.


В свою очередь сам уровень разделен ещё на четыре квадрата разделённых между собой галереями. Таким образом каждый квадрат образует небольшой дворик.

По углам третьего уровня расположены четыре башни. Некоторым они напоминают бутон лотоса. Считается, что раньше каждая башня была отдельным святилищем. У них даже были двери, но сейчас внутри башен пусто. Только в западной галерее находится Будда с нагами.

Под центральной башней, с каждой из сторон находится алтарь или небольшая статуя Будды.

Вроде как внутри башни находится лингам Шивы и прах императора Сурьявармана II, но доподлинно это не известно. Известно лишь то, что под ней находится вертикальная шахта глубиной несколько десятков метров.

Так выглядит сама центральная башня.


Её фронтоны обильно украшены барельефами. Хотя, конечно, сохранились не все.

Ещё здесь мы заметили необычных апсар. По моему это единственное место во всём Ангкор-Ват с подкрашенными барельефами. На самом деле, раньше многие поверхности храма были окрашены. Сейчас можно лишь догадываться, как храмовый комплекс выглядел в момент своего величия.

Впрочем, бросились в глаза и другие моменты. Даже если на главных башнях храма Ангкор-Ват прорастает кустарник, чего уж говорить про остальные полузаброшенные храмы.

Наши советы и отзывы об храме Ангкор-Ват
Ангкор Ват — это храмовый комплекс, при этом частично действующий. Богослужения проводятся здесь по сей день. Соответственно, при посещении храма нужно иметь прикрытые колени и плечи. А вот обувь здесь можно не снимать.
Осматривать Ангкор-Ват лучше всего либо с самого утра, сразу после рассвета, либо после обеда. Это позволит вам избежать сильной жары и хоть какое-то время побыть в храме без толпы.
Отправляясь в Ангкор-Ват обязательно возьмите с собой воду. Если окажитесь в храме ближе к полудню, может быть очень жарко. К тому же, чтобы пройти Ангкор Ват насквозь нужно преодолеть около пары километров практически везде под открытым солнцем.
Если не лень таскаться, то стоит взять с собой перекус, особенно если вы планируете посетить в один день несколько храмов. Еду на территории Ангкора конечно можно найти, но ценник вас не приятно удивит.
В сезон доджей не поленитесь взять с собой дождевик.
Если планируете рассматривать барельефы, перед поездкой стоит прочитать Рамаяну и пураны. Хотя бы ознакомиться с их кратким изложением, по нашему мнению непременно стоит.
Ангкор Ват произвел на меня не самое сильное впечатление. Возможно просто я ожидал большего, но чего-то не хватило. Хотя масштаб и изящность храма несомненно поражают. Однако, на мой взгляд, на всей территории Ангкора есть храмы гораздо интереснее, но посетить «город храм» всё же стоит.









